Снижение объемов продаж, убыточность и финансовые трудности в сфере грузоперевозок. Ситуация в транспортной отрасли тревожная.
Снижение парка среднетоннажных и тяжелых автомобилей: что об этом говорит статистика
На пресс-конференции РОАД в Москве, состоявшейся 4 декабря, обсуждалась текущая ситуация на рынке коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев сообщил, что количество среднетоннажных автомобилей (MCV) снижается уже больше десяти лет. С 2016 по 2025 год число таких машин уменьшилось на 25% – с 2,3 миллионов до 1,727 миллионов. Также наблюдается удлинение среднего возраста автомобилей, который к текущему году составляет почти 28 лет, а в некоторых случаях достигает 32 лет. Неудивительно, что в условиях кризиса некоторые компании продолжают эксплуатировать устаревшую технику, как, например, ЗИЛ.
В сфере тяжелых грузовиков заявлялся о значительном изменении рыночных долей. Сотрудник «Глобал трак сервис» Максим Шишко сообщил, что доля китайских компаний упала с 60% до 53%, а российские производители подняли свои позиции до 38%, увеличив свою долю с 28%. Но несмотря на это, общий объем сделок за год снизился почти на 50%. Прогнозируя 2025 год, Шишко отметил, что только 46 тысяч тяжелых грузовиков, скорее всего, найдут своих покупателей, что является одним из худших результатов за последние годы.
2023 год был удачным для сферы тяжелой техники, продав за год 125,7 тысяч единиц, но в будущем ситуация может ухудшиться. На складах образовался избыток машин, и многие компании работают с убытком. В Китае остаются большое количество грузовиков, которые ожидают отправки в Россию, а их продажа может стать проблемой после повышения утилизационного сбора в 2026 году.
На фоне этих событий, российские производители сталкиваются с изъятием машин. Максим Шишко подчеркнул, что на складах скопилось почти 14 тысяч грузовиков, у разных брендов, так как многие их не могут реализовать из-за отзывов ОТТС. Вместе с тем, участники рынка стали работать с отрицательной маржой.
На конференции участники пришли к выводу, что в ближайшие годы объемы рынка HCV могут составить всего около 4 тысяч машин в месяц, что значительно меньше, чем в 2023 году. Бывший оптимизм по поводу восстановления утрат теперь зависит от изменений на международной арене. Так как без этого тяжелые грузовики ожидают сложные времена.
На текущий момент среди лидеров продаж на рынке HCV находится КАМАЗ с 12,6 тысяч автомобилей за 11 месяцев, достигнув доли в 30,1%. Сзади него следуют Sitrak, Shacman и FAW, а также отечественные бренды Ural и Valdai.